JTBD фреймворк

Jobs to Be Done
На этой страничке и ниже речь пойдет о фреймворках.

Фреймворки — это шаблоны мышления. Модели, объясняющие реальность.
Конечно это очень упрощенные модели, но они помогают выделить главные составляющие системы и управлять ими.

JTBD — это один из основных фреймворков для управления продуктом и маркетингом. В этом курсе вам часто будет встречаться определение «работ». Например, мы будем говорить про «работу», которую выполняет интерфейс или «работу» на которую покупатель «нанимает» велосипед при покупке.

JTBD — Jobs to Be Done

На протяжении эволюции у людей не появляется новых потребностей. Список потребностей остается стандартным, но компании, сервисы и продукты могут удовлетворять старые потребности новыми способами. Более быстрыми, дешевыми, приятными и удобными. Чтобы потребители преодолели консерватизм и переключились на новый способ удовлетворения своих потребностей ваш способ должен быть сильно лучше имеющихся.

Так вот, люди покупают продукты и услуги, потому что они выполняют какую-то работу.
Это известно, как концепция JTBD. Её идея в том, чтобы понять, какая истинная причина покупки и адаптировать продукт под неё, чтобы он удовлетворял потребности аудитории наилучшим образом.

Как вы думаете, какую работу выполняет для своих клиентов ВУЗы?
Окей, высшее образование — это услуга. А на какую «Работу» потребители нанимают товары?

Например велосипеды?

Один и тот же продукт может удовлетворять широкий спектр потребностей и выполнять диапазон «работ» от спорта и фитнеса, до городского транспорта или, даже, средства самовыражения или выражения социального статуса (демонстративное потребление). Это все один и тоже товар: рама с колесами и педалями, но в зависимости от JTBD ожидания потребителей от бренда и функциональных характеристик продукции будут категорически разными.
Интерпретация​ боксплота (ящика с усами)
В таблице пересечены потребности клиентов и названия моделей, которые они приобрели.
Данные намекают, что некоторые клиенты используют модели не по назначению или бренд их некорректно позиционирует. Или бренд чего-то не знает про клиентов.
Разберем ещё один пример. Зачем Яндекс купил сервис аренды самокатов, а потом объединил его с такси и каршерингом в едином приложении Яндекс Go? На первый взгляд отдельные специальные приложения были гораздо удобней и по отдельности работали быстрее. Но если взглянуть на это с ракурса JTBD, то станет очевидно, что все они выполняют одну и ту же работу — перемещать своих юзеров из точки в точку Б. И объединенный Яндекс Go будет делать эту «работу» лучше любого приложения, предлагает гибкое решение для перемещения в пространстве в зависимости от контекста, пробок, настроения, погоды и длины маршрута.
Как же выяснить, какую истинную работу выполняет для клиентов ваш продукт или услуга?
Поговорить с аудиторией!
Оцените страницу:
Бесполезно
Частично норм
Полезно